Архив блога
пятница, 6 февраля 2009 г.
Выше Будды только небоскребы
Знаменитые строки Киплинга "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", оказывается, справедливы не везде. Удивительный город-государство Гонконг, некогда оплот Британской империи, - как раз пример противоположного: островок промышленно развитого, динамичного Запада на неторопливом, погруженном в тысячелетнюю медитацию Востоке.
Лакомый клочок суши
Гонконг, или Сянган, заряжен деловой энергией. Когда смотришь с его наивысшей точки - пика Виктории, куда за десять минут доставит трамвайчик-фуникулер или бегущий эскалатор, прежде всего обращаешь внимание на лес небоскребов. И на самый бойкий в мире морской порт, напоминающий гонконгские улицы в часы пик. И только потом замечаешь окружающую город красоту: изящный изгиб бухты, разбросанные по водной глади острова, зеленые чащи, покрывающие горы материковой части Китая.
Может быть, поэтому всякий турист, даже не сведущий в экономике, ясно ощущает, что в Сянгане не просто делают большие деньги. Здесь их делают с удовольствием и какой-то непостижимой восточной изысканностью.
Хотя, конечно, остров знавал и другие времена. Самая темная наркотическая клоака во всей Юго-Восточной Азии, штаб-квартира легендарных бандитских триад, мощная "труба" для отмывания денег… Темный шлейф криминала тянулся за Гонконгом веками.
Англичане захватили удобный остров-плацдарм в 1842 году в результате так называемых опиумных войн. Европейцы торговали с Поднебесной с XVI века, и к началу XIX столетия ситуация складывалась явно не в пользу первых: за чай и шелк, мода на которые приобрела в Старом Свете характер массового помешательства, приходилось платить серебром и золотом. И тогда англичане провернули блестящую, хотя и довольно циничную операцию: они буквально завалили Китай дешевым индийским опиумом, "подсадив" на него чуть ли не все население Поднебесной. Размах наркомании испугал правителя Срединной империи, и он ввел запрет на импорт опиума. Англичане в ответ снарядили экспедиционный корпус, их поддержали европейские державы, включая Россию, и США - необъятный китайский рынок сулил невиданные барыши. И началось...
Победа в войне досталась странам, олицетворявшим технический прогресс. И одним из условий мирного договора стала навязанная англичанами сдача им в "аренду" полоски земли на материке (ныне ее называют Новой территорией), которая позволяла защищать еще раньше захваченный остров Гонконг. В конце XIX века аренда была продлена на 99 лет, однако в 1984 году, еще до истечения срока, правительство Великобритании согласилось вернуть Китаю всю территорию вместе с островами.
Так в конце прошлого века произошло долгожданное (для Китая) и тревожное (для жителей Гонконга, не знавших прелестей социализма) воссоединение. И хотя сегодня Сянган формально принадлежит КНР, он по-прежнему остается государством в государстве.
Климат
Лучшие месяцы для посещения Гонконга - это ноябрь и декабрь: острова обдувает приятный бриз, светит, но не обжигает солнце, а главное, нет нестерпимой влажной духоты. В январе-феврале заметно холодает - до +10 °С. А вот летом Гонконг скорее всего не для нас, жителей северных широт: выше 30 °С тепла плюс сезонные дожди-муссоны, против которых зонты бессильны. А в сентябре на Гонконг накатывают такие же сезонные циклоны.
Транспорт
Большинство крупных отелей обеспечивает своим постояльцам бесплатный трансфер из аэропорта и в аэропорт. А вот отель Peninsula знаменит на весь мир тем, что его гостей возят "роллс-ройсы"! Можно переночевать в самом дешевом номере отеля долларов за 300 (американских), чтобы, может быть, раз в жизни дважды прокатиться на роскошной тачке...
Между островом и полуостровом налажено бойкое паромное сообщение. Самый дешевый и романтичный паром - столетний "старичок" Star Ferry, увековеченный в десятках фильмов.
Городские автобусы и трамваи, как правило, британские двухэтажные. Общественный транспорт дешевый, но в часы пик вполне сойдет за экстремальный тур. То же относится и к метро: достаточно вспомнить московский метрополитен в часы пик и добавить убойное, насквозь пронизывающее ледяное кондиционирование после которого ждет улица-парная с +30 °С и стопроцентной влажностью.
Такси в городе много, но весьма вероятна проблема с общением: водители, как правило, приезжие (большинство с материкового Китая) и по-английски не говорят и карт читать не умеют. Лучше всего попросить в отеле портье написать пункт назначения по-китайски и показать листок таксисту.
Лес железобетонных соломинок
Географически Гонконг разделен на четыре района. Во-первых, одноименный остров, прикрывающий бухту Виктории с юга. Во-вторых и в-третьих, материковая Новая территория и пригород Коулун, окружающие бухту с севера. Наконец, целый архипелаг из 260 с лишним Внешних островов, многие из которых представляют собой необитаемые скалы, торчащие из морской пучины. Все это вместе и есть Гонконг - один из главных торговых и экономических узлов Азии и всего мира.
Олицетворением экономического могущества крохотного государства является тот самый лес небоскребов, в первую очередь бросающийся в глаза путешественнику. Бурное строительство высоток началось в 80-е годы минувшего столетия, и уже в середине прошлого десятилетия деловой центр напоминал нью-йоркский Манхэттен в миниатюре. Один из трех десятков гонконгских небоскребов, офис Bank of China, на момент возведения по высоте занимал почетное пятое место в мире. А с тех пор как Америка в результате теракта лишилась сразу двух башен-рекордсменов, здание вместе с гостиничным комплексом Central Plaza входит в мировую десятку "их высочеств".
Что разительно отличает гонконгские небоскребы от американских, так это незаметный на первый взгляд, но незримо присутствующий дух Востока. А Восток, как известно, дело тонкое. Вот и гонконгские высотки поражают своим изяществом, неведомым грубоватым и напористым янки. Сооружения в буквальном смысле тонкие, как карандаши. Вряд ли комфортно для жильцов, но, с точки зрения тех, кто любуется бетонными "соломинками" снизу или с того же пика Виктории, красиво.
Строительство небоскребов вели не только по чертежам и расчетам архитекторов и инженеров-проектировщиков, но и согласно тысячелетним канонам восточной философии и эстетики. В частности, проникшей сегодня и к нам системы фэн-шуй, позволяющей гармонизировать любое техническое новшество с окружающей природной средой. Трудно вообразить, но то, что с горы Виктории предстает плотной железобетонно-стеклянной чащей, снизу оборачивается гектарами садов, парками, зелеными клумбами, царством диковинных зверей и райских птиц!
Лишь одна башня в Гонконге возведена "не по правилам", наверное, потому ее и не любят в городе. И каждый житель убежден, что если им суждена какая-то напасть, то ждать ее следует именно от этого уродца.
Завтрак, обед и ужин туриста по-гонконгски
Главная туристская достопримечательность Гонконга - миллионы людей, живущих и работающих на этом островке "западного капитализма" на Востоке. Точнее, когда именно они работают, остается загадкой: у наблюдателя неизбежно возникает ощущение, что все население 24 часа в сутки проводит на улицах.
Сравнение с кишащим людским муравейником не выглядит преувеличением, что особенно заметно даже не в деловом центре, а в прибрежном районе Абердин, где от бамбуковых плавучих домов на джонках рябит в глазах. Хотя место и не относится к самым фешенебельным районам Гонконга, тамошние плавучие ресторанчики, безусловно, считают эталонными. И нередко можно видеть припаркованные на берегу "роллс-ройсы" и "ягуары", хозяева которых не погнушались трапезой на скромной на вид деревянной посудине.
Еще одно место, заслуживающее внимания, невозможно проскочить в суете, разве что нос заложен от насморка. Потому что именно обоняние укажет любому приезжему дорогу к колоритному Центральному рынку: его ароматы соблазнят даже самых закаленных диетиков. Не отведать местных деликатесов в десятках расположенных там же заведениях - значит, зря съездить в Гонконг.
Во всех туристских проспектах главной гастрономической Меккой, обязательной для посещения, называют Jumbo - вероятно, самый большой плавучий ресторан в мире. Заглянуть в этот сверкающий тысячами фонариков дворец, несомненно, стоит. А вот разоряться на тамошний ужин - вряд ли. Гораздо вкуснее и дешевле можно поужинать в любом из десятков менее помпезных плавучих заведений там же в Абердине. Или на Nathan Road, или в "кулинарных кварталах" Со Хо и Лан Квай Фон - да где угодно!
Умереть с голоду в Гонконге туристу не удастся. Суп из акульих плавников, сдобренный китайскими грибами и разнообразными морепродуктами, хрустящая пекинская утка, гигантские креветки (их впору резать ножом, как сардельки!) или просто умопомрачительные лобстеры, которые в одиночку не одолеть, - все эти восточные деликатесы предлагают буквально на каждом углу. И уж если в гостиничном ресторане на вечер обещан шведский стол, можно быть уверенным: там окажутся и всевозможные свежие морепродукты (разве что без лобстеров), и полный набор японских суши-сашими, и все-все. А самое главное (что встретишь разве на экзотическом курорте по системе all inclusive, но не в городском ресторане) - безлимитный отпуск местного вина, пива, соков и безалкогольных напитков.
Союз Будды и капитала
По ночам город вспыхивает неоном, как рождественская елка, как огнедышащее жерло вулкана, сравнение с которым особенно уместно, если смотреть на Гонконг все с той же горы Виктории. Небоскребы освещены невообразимой иллюминацией, а к ней в определенные часы добавляют еще и ежедневный фирменный аттракцион - фейерверк.
В это время суток народ высыпает на Nathan Road и в район Mong Kok на полуострове Коулун. Ощущение такое, что находишься на гигантской, в несколько кварталов, дискотеке. Или на съемках очередного научно-фантастического блокбастера, посвященного мегаполису недалекого будущего: перенаселенному, электронному, энергетическому. И где живут одни китайцы…
Днем Коулун - лучшее место для шопинга. Местные кварталы Цим Ша Цуй и Ю Ма Тэй (тут на площади в один квадратный километр размещены только магазины и рестораны) стоят иных "культурных" экскурсий. Впрочем, утомившись от разглядывания витрин, можно перейти к осмотру иных диковин: экспонатов Исторического музея и Музея космоса, что размещены там же, на полуострове.
Воистину прошлое и будущее слились в городе неразрывно, незаметно переходя друг в друга, как древние философские символы инь и ян - две "запятые", вписанные в окружность.
Будущее олицетворено суперсовременной техникой, буквально пронизывающей Гонконг. Это бегущие дорожки эскалаторов, поднимающих туристов на гору Виктории, горные трамваи, туннели метро, проложенные прямо под морем. Те же небоскребы, наконец!
Однако не следует думать, будто Гонконг - один технический прогресс и ничего кроме. Любителям дикой природы стоит посоветовать не пожалеть пары дней и провести их в "нетоптанных" местах - на Новой территории или на одном из островов. Это земля экзотических птиц, уютных бухт для рыбалки и дайвинга, прекрасных пляжей, где можно искупаться, позагорать, заняться серфингом.
Не зарастает туристская тропа и на крупнейший остров архипелага Лантау, куда недавно с материка провели длинный мост. Из достопримечательностей кроме международного аэропорта там находится крупнейшая в Азии бронзовая статуя Будды. К сверкающему на солнце изваянию ведут ровно 365 ступенек - по числу календарных дней в году. Гигантский бог на горе с истинно восточной невозмутимостью взирает на лес небоскребов, неоновую вакханалию, технический прогресс и людской муравейник, занятый деланием денег. Будда знает, что все это - суета сует перед лицом Вечности.